Правовое просвещение родителей (законных представителей)

Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребёнку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий, иными словами защита прав ребёнка на любом этапе его развития.

Права и достоинства ребёнка защищает международное и российское законодательство.

Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, осуществляющий международную защиту прав ребёнка, разработал следующие документы:

— Всеобщая декларация прав человека (1948 г)

— Декларация прав ребёнка (1959 г.)

— Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.)

— Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)

Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:

— Конституция Российской Федерации

— Семейный кодекс Российской Федерации

— Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

— Закон «Об образовании в Российской Федерации»

Региональные нормативные акты:

— Законы, принятые законодательными органами субъектов Российской Федерации

— Постановления (распоряжения) органов исполнительной власти

Впервые вопрос о правах ребёнка был поставлен такими известными педагогами, как К.Н.Вентцель, активно боровшийся против насилия над личностью ребёнка. Януш Корчак, польский детский писатель, публицист, врач и общественный деятель.

Вентцель в одной из первых в мировой практике «Деклараций прав ребёнка» (1917 г.) провозгласил для детей равные со взрослыми права и свободы, в частности на воспитание и образование, развитие своих способностей, свободное выражение мыслей, жизнь без наказаний и прочее. Много позже, провозглашённые им идеи права нашли отражение в Конвенции ООН о правах человека.

Януш Корчак в книге «Право ребёнка на уважение» (1929 г.) отстаивал право ребёнка на индивидуальность, человеческое достоинство.

Важной составляющей, обеспечивающей правовую воспитанность ребёнка и его защищенность, является правовая грамотность взрослых и их соответствующее поведение, поэтому работу по привитию основ правовой грамотности  дошкольников необходимо начинать с правового просвещения их родителей (законных представителей), способствующего повышению уровня их правовой грамотности в целом. Преимущество учреждения дошкольного образования перед всеми другими социальными институтами состоит в том, что главным моментом в контексте «семья – дошкольное учреждение» является личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.

Дошкольный период детства определяется как кризисный в жизни человека. В этой связи взрослым необходимо особо бережно и трепетно относиться к детям этого возраста, проявлять заботу, тактичность в общении с ним. Ребенок очень уязвим, он полностью зависит от взрослых, и защитить себя самостоятельно не способен. Чаще всего наблюдается незащищенность детей в социальном плане, а именно они не застрахованы от наказаний, угроз, систематического проявления агрессии со стороны взрослых, что в свою очередь порождает в детях ответную агрессию или же вызывает состояние подавленности, отчужденности.

Целью правового просвещения родителей (законных представителей) воспитанников является повышение их правых знаний для обеспечения прав и интересов детей, воспитанников МБДОУ «Детский сад «Ивушка».

Деятельность учреждения по правовому просвещению родителей (законных представителей) воспитанников основывается на следующих принципах:

  1. Принцип научности, обозначающий, что педагогическое взаимодействие направлено на становление развитие познавательной активности педагогов, родителей и детей в правовой области, на формирование у них умений поиска и применения правовой информации.
  2. Принцип ориентированности на единство знаний и умений, сознания и поведения требует деятельности, позволяющей как овладевать и знаниями, и умениями использовать полученные знания на практике.
  3. Принцип систематичности и последовательности предполагает такое построение мероприятий, когда последующие направлены на закрепление ранее усвоенных правовых знаний и умений, их последовательное развитие и совершенствование.
  4. Принцип развития инициативы и самостоятельности требует, чтобы в процессе формирования знаний и умений по соблюдению и защите прав и интересов ребенка поощрялось желание родителей поделиться своим опытом, распространить его.
  5. Принцип уважения к личности и опоры на положительное в человеке предполагает искреннюю заинтересованность педагога в проблемах, которыми делится с ним коллега, родитель или воспитанник в судьбе ребенка и старание изменить ситуацию.
  6. Принцип учёта индивидуальных особенностей предполагает определение уровня правовой грамотности каждого родителя (законного представителя), анализа отношения к ребенку и его потребностям, условий семейного воспитания и организация деятельности с учетом их особенностей.

Деятельность воспитателей дошкольного образования в рамках правового просвещение родителей (законных представителей) направлена на решение следующих задачи:

— формировать у родителей (законных представителей) воспитанников положительную мотивацию к повышению правовых знаний о правах ребенка.

— расширять правовые знания родителей (законных представителей) о правах ребенка.

— обеспечивать понимание родителями (законными представителями) своих прав и обязанностей в отношении ребенка и процесса его воспитания.

— доводить до родителей (законных представителей) их права и обязанности как участников педагогического процесса.

— развивать умения родителей (законных представителей) использовать полученные правовые знания на практике.

— проводить работу по изучению семьи, условий семейного воспитания, эмоционального самочувствия ребенка в семье.

— осуществлять наблюдение за детьми и их общением с родителями (законными представителями).

— проводить опросы родителей (законных представителей) с целью получения сведений о трудностях в воспитании и повседневной жизни, пожеланий и предложений по совместной работе.

Работа по правовому просвещению осуществляется поэтапно и включает три этапа:

— первый этап включает изучение семьи, условий семейного воспитания, эмоционального самочувствия ребенка в семье, его итогом становится создание портрета родителей; социально–педагогического профиля семьи; обследования жизненного пространства ребенка. Полученные данные обрабатываются и анализируются для использования в дальнейшем планировании.

— второй этап заключается в разработке проектов и планов работы с родителями (законными представителями) воспитанников по повышению уровня их правовых знаний, подготовке и проведении намеченных мероприятий.

— третий этап предполагает анализ деятельности, подведение ее итогов. Одним из направлений работы по правовому просвещению родителей (законных представителей) воспитанников становится выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка. Следует указать, что сначала рекомендуется проводить мероприятия для всех родителей (законных представителей) воспитанников, при этом уровень сформированной правовой грамотности родителей во внимание не принимается. Это делается для того, чтобы создать доверительную атмосферу, не насторожить родителей «группы риска», к которым относят тех, кто нарушает права ребенка, недобросовестно выполняет свои обязанности по воспитанию ребенка. Организовывать работу по повышению родительской компетентности в вопросах воспитания и защиты прав ребенка следует через коллективные, индивидуальные и наглядно – информационные формы работы.

Формы проведения мероприятий, как правило, является следующие:

тренинги, родительские собрания, постоянно действующие семинары, консультации, вечера вопросов и ответов, праздники, являющиеся не развлечением для родителей, а средством формирования культуры общения с ребенком.

Методы и приемы правового просвещения: беседы, обмен родителей опытом в воспитании своих детей, анализ различных проблемных ситуаций и выявление причин их возникновения, просмотр видеосюжетов, тестирование; подготовка информационных стендов и папок – передвижек для родителей (законных представителей) воспитанников на темы соблюдения и защиты прав и достоинства ребенка.

Правовое просвещение родителей (законных представителей)
  1. Ваш малыш ни в чём не виноват перед Вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал вашего ожидания. И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил Вам эти проблемы.
  2. Ваш ребёнок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
  3. Ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
  4. Во многих капризах и шалостях малыша повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, какой он есть.
  5. Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в Вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится.

Наказывая, подумай: зачем? Семь правил для всех (Владимир Леви)

— Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, не так ли? Однако наказывающий забывает подумать…

— Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики», «на всякий случай»!Хочу такой сайт

— За один раз – одно. Даже если поступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу. Наказание – не за счёт любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.

— Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.

— Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута, как ни в чём ни бывало. О старых грехах ни слова.

— Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребёнок считает, что вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону!

Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева вашего, а вашего огорчения.