Close

Инклюзивное образование

Информация об обеспечении возможности получения воспитания и образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ «Детский сад «Ивушка» рассматривается создание условий для воспитания и образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Задачи:

  • обеспечение условий для реализации прав воспитанников с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с воспитанниками  с различными формами отклонений в развитии;
  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей воспитанников с ОВЗ;
  • совершенствование системы кадрового обеспечения.

Для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, педагоги и психологи  МБДОУ «Детский сад «Ивушка» готовы обеспечить особые условия.

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ). Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Лица с ОВЗ – большая и полиморфная по составу группа, состоящая из лиц с сенсорными, двигательными, интеллектуальными и комплексными нарушениями, соматическими заболеваниями, часть из них имеет инвалидность.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ) — это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие); с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие), с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с соматическими нарушениями и другие, в том числе дети-инвалиды. К данной категории могут быть отнесены лица, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные ограничения возможностей здоровья и нуждающиеся в создании специальных условий обучения (воспитания).
Воспитанник с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ)

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
— использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
— специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;— проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
— обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ статья 79.Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, п.3).

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ статья 79.Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, п.4).

  1. В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы», в целях обеспечения доступности образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБДОУ «Детский сад «Ивушка» в 2016 г. были проведены следующие мероприятия по созданию безбарьерной архитектурной среды:
    — Вход в здание ДОУ оборудован пандусом.
  2. Приказом МБДОУ «Детский сад «Ивушка» от 15.10.2015 года создан и действует консультационный центр для детей, непосещающих ДОУ. Консультативную и практическую помощь оказывают специалисты центра: заведующий Гарапшина Ю.Н., педагог-психолог Токарева Е.Г., учитель-логопед Дундукова Т.В., старший воспитатель Буланова С.И.
  3. К основным формам психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБДОУ «Детский сад «Ивушка» относятся:
    1. Диагностика.
    2. Коррекция и профилактика адаптивных нарушений.
    3. Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия.
    4. Работа по индивидуальным учебным планам.
    5. Коррекционная работа по индивидуальным программам.
    6. Организация образовательного процесса по адаптированным программам.

Формами социально-педагогического сопровождения участников образовательных отношений являются: профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, просвещение (формирование социальной культуры, развитие социально-педагогической компетентности.

  1. В целях подготовки педагогических работников к работе в условиях обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ проведена следующая работа:

— пройдены курсы повышения квалификации председателем консультационного центра учителем-логопедом Дундуковой Т.В. от 12.10.2017 года по программе «Использование в работе специалистов психолого-медико-педагогических комиссий новых классификаций и критериев для формирования заключений».

  1. На данный момент МБДОУ «Детский сад «Ивушка» посещают 2 детей-инвалидов. Указанные дети занимаются по основным общеобразовательным программам МБДОУ «Детский сад «Ивушка», т.к. индивидуальных программ реабилитации, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, от их родителей (законных представителей) не поступало.
    Вопросы, касающиеся условий обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ рассматриваются на совещаниях при заведующем, родительских собраниях, а также информация о них размещается на сайте.